Музей

Администрация района

Официальный интернет-портал правовой информации 

Сказания и предания села Старое Вечканово

 

Сказания и предания села Старое Вечканово

ЗАСЕЛЕНИЕ.  Рассказывают, что более 2,5 веков назад село Вечканово основали три брата: Алексей, Вечкан (Любим) и Дёма (Дементий). В стародавние времена перебрались сюда они со своими семьями из Нижегородской губернии. Им приглянулось место вдоль речушки Базьма, недалеко от реки Сок, богатой рыбой. По обеим берегам рос густой кустарник и высокие травы, кругом было много леса. Более удобного места не найти. Каждый из братьев выбрал   для себя удобную поляну. Но, прежде чем рыть землянки под жильё, Дёма уговорил мужиков (братьев и взрослых сыновей) первым делом поставить часовню с православным крестом наверху. «Тогда - де нас отсюда никто не выгонит». По преданию, часовню срубили за одни сутки. В переднем углу часовни поставили принесённую в котомке Дёмой икону Богородицы.

Неподалёку от часовни, на склоне оврага, обосновался Дементий. И до сих пор этот овраг называется Дёма-латко (овраг Дементия). Поставили на своих полянах избушки с сарайчиками Алексей и Вечкан. Так появились три крестьянские усадьбы: Алексеева, Вечкана и Богородское (Демьянова).

Эти три семьи были как бы первопроходцами на новые земли. С годами к ним подселялась другие мордва, в основном из тех же мест, что и первопоселенцы. Имя одного из них — Вечкана — дало название селу. Вечканово — значит Любимое.

ПОКУПКА ЗЕМЕЛЬ.  Чего боялись вечкановцы после заселения, то и случилось. Оказалось, что они заняли вовсе не «пустовую землю». У неё нашёлся хозяин.

Как-то приехали верхами три татарина (или башкира) и объявили: «Вы поселились на земле Надыра-хана». Предложили вечкановцам выкупить землю. Татары назвали цену. Старики заявили, что у них таких денег нет, и попросили, чтобы  Надыр пока подождал и приехал позже. С этого времени Надыр частенько стал наведывать мордву.

Договорились платить ему частями каждый год. От Надыра получали бумагу, скреплённую тамгой (личным знаком, печатью), где указано, сколько ежегодно уплачено деньгами, жеребятами, рыбой, мёдом.

Прошло несколько лет. Старики посчитали, что вечкановцы за землю уплатили полностью и от дальнейшей платы отказались. Надыр приезжал не раз, стороны спорили, доказывали свою правоту. Наконец Надыр отступил. За вечкановцев, по-видимому, заступились уездные власти: православных поселенцев поддерживали, зачисляли в казённые крестьяне.

По другому варианту предания утверждается, что Надыр отступился, получив хорошего жеребца - трёхлетку и очень красивый вышитый халат.

ПРОПАЩЕЕ ОЗЕРО. За Соком, между Вечкановом и Байтермишом, есть озеро. В давние времена тех людей, которые кончали жизнь самоубийством,  не хоронили на кладбище, а выкидывали в это озеро -  Емань Эрке, что в переводе означает «Пропащее озеро».

ПРО КЛАД.Мельница Белова стояла на берегу Сока. Мельник был старый. Перед смертью он позвал сына и сказал где лежит четверть с золотом. Сын пришёл, а мельник только и успел сказать: «Под кучей навоза». Сын долго искал, перекопал много куч навоза, но ничего не нашёл, потому что очень много этих куч было. Долго другие люди искали этот клад, но так и не нашли.

ЛУЧИНЫ. В давние времена не было ни электричества, ни керосина. Главным источником света были лучины. Привозили из леса дрова, откалывали длинные щепки, сушили их в печи и получались лучины. Когда вечером мама садилась прясть, дочка рядом держала зажженную лучину. Это могло продолжаться за полночь.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ.  Военные годы были трудные. Мужчин забрали на фронт. Остались женщины и старики.  В семьях былопо 7 - 8 человек детей и надо было их как–то   кормить. Дома были покрыты соломой. Так эту солому за зиму скормили коровам и овцам. Основы крыш из жердей тоже поснимали на дрова, чтобы топить избы.  Деревья рубить на дрова не разрешали. Хворост в пойме реки Сок собирали тайком и таскали на себе домой.

Дети и подростки иногда на коровах или больших телятах -  полуторниках ездили в байтермишенскую пойму в Килейбуло (берёзовый лесок) воровать дрова. Запрягают бычка в большие санки и ночью, в пургу, чтобы следы замело, едут домой. Но даже такой транспорт был не у всех. Частенько ребятне и женщинаприходилось самим впрягаться в тяжело груженные санки. Если лесник их поймает, то отберёт все: дрова, топор, пилу.

Если удавалось жителям привезти дрова, они их прятали в  погреб, или в навозную кучу, чтобы лесник не нашёл.

Сено ходили воровать на Пичелей (на другом берегу Сока). Там был летний лагерь одной из колхозных бригад. Собирались с санками человек двенадцать  ребятишек и ночью в пургу, за 9 км,  шли за сеном для голодных коров.

Жили впроголодь. Ели картошку, лебеду, крапиву,  лепёшки из конного щавеля. Иногда совершали  натуральный обмен: если есть куры, можно было обменять яички на молоко у тех, у кого была кормилица - корова.

От голода и холода люди умирали целыми семьями.

В школе даже открыли столовую для заболевших детей. Школьники приходили со своими котелками, им выдавали горячую похлебку или  жиденькую кашу.

   Во время войны дети, начиная со 2-го класса, работали: ходили по селу и собирали золу для удобрения полей и вещи для фронта (носки, варежки, холст, паклю).

  Глубокой осенью, когда устанавливались морозы, ребятишки получали в колхозе лошадь на двоих, запрягали её в колымагу и после уроков ехали в поле за снопами. Из скирдов свозили снопы на ток. Здесь их обмолачивали. Солому эти же мальчишки отвозили на колхозную ферму овцам и коровам. Коров, кстати, оставалось голов 40.

Летом дети помогали родителям на колхозном поле. Пололи просо и пшеницу, заготавливали траву на силос. Бурьян и сорняки срубали или скашивали, грузили на телегу, завозили в силосную башню.

Чтобы бороться с потерями урожая, школьников заставляли ловить сусликов. Шкурки зверьков потом сдавали. Ценились лисьи шкурки, за неё можно было получить целое богатство: 4 кгсоли, 3 коробки спичек.

Частенько, чтобы посолить пищу, приходилось добираться до Байтермиша, около которого выбивал солёный родник, и везти эту воду домой.

Вместо спичек для добывания огня применяли кусочки кремня и железа или  находили в лесу растущий гриб - трутовик. Разрезали гриб на части и отваривали неделю в щёлоке (вода с золой), пока не получалось что-то наподобие ваты. При помощи камня и железа высекали искру на гриб-трутовик и трут загорался.

Летом 1945 года на ганькинских полях выросло хорошее просо, но из-за непогоды убрать его не успели. Оно ушло под снег. Весной многие шли на неубранное поле и собирали это заплесневевшее просо. Пекли из него лепёшки.

 

ОДЕЖДА И ОБУВЬ.В школу ходили в холщовых платьях, ноги обматывали холщовыми портянками и обували лапти. К весне отцы пришивали к лаптям колодки, сделанные из дерева, чтобы ноги не мокли. Холст был домотканый. Сеяли коноплю. Осенью её выдергивали, связывали в снопики, с месяц вымачивали в реке. Потом коноплю сушили в банях, молотили, мяли, пока не получалась пакля. Из пакли пряли нити, и из них ткали холст. Из отходов делали ватолы, дерюги. Они служили вместо одеял и матрасов.

ОВРАГ КЕРЕМЕТЬ. Овраг Кереметь-латко был границей между землями мордвы из села Вечканово и чувашей из села Саперкино. В верховьях этого оврага, в густом лесу, находилось священное место чувашей-язычников — кереметь. Там они тайком собирались и проводили свои моления.

КРУТОЙ  ОВРАГ.В верховьях реки склоны оврага очень крутые (Крута-латко). В старину там происходили несчастные случаи с крестьянскими подводами. Они опрокидывались, лошади ломали ноги. Иногда гибли люди.

ЖИЛОЙ ОВРАГ  и  РЕЧКА ЖИЗНИ.После страшного пожара 1911года, когда почти дотла выгорело село Вечканово, часть крестьян выселилась, основав новые поселения. В их числебыла и Липовка, в трёх километрах от Вечканова. Десяток домиков, землянок переселенцев расположились у родничка по двум склонам небольшого оврага, который они назвали Эрямо-латко (Жилой овраг), а речку — Эрямо-лей (Речка жизни).

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.  В  1918году была война между красными и белыми. В том месте, где сейчас дамба, раньше был мост. И вот стали наступать красные, а белые (среди них были и вечкановцы) уничтожили мост. Лодок для переправы не оказалось, и красные не смогли перебраться на эту сторону, так как была весна, и река Сок разлилась. Им пришлось пробиваться с боями через Байтермиш, Багряш и Исаклы.

ШИВАЛОВСКИЙ ЛЕС. Земли и лес (Шивалов вирь) на правом берегу реки Сок, напротив нашего села, в старину принадлежали купцу Шивалову, его называли «бояр» — боярин. Бояр Шивалов был очень богатый, гордый, недоступный.

ДОРОГА  В ГОРЕ. Между Шиваловским лесом и рекой Сок есть гора. Рассказывают, что в старину внутри этой горы проходила подземная дорога шириной в две повозки. И выходила она к этому лесу.

26 октября 2011 г.